Ракета Р-11 была разработана в ОКБ-1 С. П. Королёва. Является единственной советской ракетой у которой значились два главных конструктора – С.П. Королёв и М.К. Янгель [4]. Первый успешный пуск состоялся 21 мая 1953 года, а на вооружение ракета была принята в 1957 году. Первые модификации имели дальность 270 километров и очень невысокую точность: круговое вероятное отклонение составляло 3 км. Главное отличие Р-11 (и её модификаций) от более ранних ракет (Р-1 и Р-2) — несущие баки горючего и окислителя, благодаря использованию которых удалось значительно уменьшить общий вес сухого изделия. Ракета имела неотделяемую в полёте фугасную боевую часть. На Р-11 применялась вытеснительная система подачи топлива. В отличие от классической схемы Р-1, отдельного приборного отсека для размещения аппаратуры системы управления не имела, часть аппаратуры размещалась в межбаковом пространстве (между баками горючего и окислителя), часть в хвостовом отсеке.
В качестве компонентов ракетного топлива на Р-11 использовалось основное горючее Т-1 на основе керосина и окислитель АК-20, в котором 80 % составляла азотная кислота. В качестве пускового горючего использовалось ТГ-02 «Самин», самовоспламеняющееся при контакте с окислителем.
Пуск ракеты осуществлялся со стартового стола, устанавливаемого на грунт. Подъём ракеты в вертикальное положение выполнялся так же, как и у Р-1 — с помощью установочного лафета, на который предварительно перегружалась ракета с транспортировочной тележки. В 1955 году был испытан (и позже принят на вооружение) установщик 8У227, который «захватывал» ракету с транспортировочной тележки, разворачивал её на весу и сразу устанавливал на стартовый стол. Это позволило значительно сократить время предстартовой подготовки. Несколько позже для транспортировки и запуска ракет Р-11М был разработан самоходный стартовый агрегат 8У218 на базе ИСУ-152.
В первых ракетных формированиях основной тактической единицей был отдельный ракетный (инженерный) дивизион (ордн). По три ракетных дивизиона (в некоторых соединениях — два или четыре) входили в состав ракетных соединений — инженерных бригад РВГК (ранее — бригад особого назначения РВГК). После передачи части таких формирований в состав РВиА Сухопутных войск СССР, с 1958—1959 годов эти соединения стали называть ракетными бригадами (рбр).
Каждый ордн в своем составе имел батарею управления, три стартовые батареи, техническую и парковую батареи, а также подразделения обеспечения, необходимые для ведения самостоятельного хозяйства. После передачи 77-й, 90-й и 233-й инженерных бригад РВГК, имевших на вооружении Р-11, в состав сухопутных войск, Директивой ГШ ВС предписывалось в военных округах и группах войск с 1958 года начать поэтапное формирование армейских и фронтовых ракетных бригад. К тому времени на вооружение уже стала поступать ракета Р-11М (8К11), и перевооружённые и вновь формируемые ракетные бригады получили статус ракетно-ядерных формирований в составе сухопутных войск.